Постаті:
Наташа i Вiтя
Наташа и Витя – такие давние друзья Студии, что кажется, будто они были с нами всегда...
Читати далі
 Форум 
   


~ Головна ~

Обличчя Студії

Випускники

Заняття

Події

Бібліотека

"XIX" Digest

Каталог танців

Галерея

Форум

FaceBook

Instagram

YouTube

Костюмерна

Контакт:
Оксана:
(Літеня)
+380 50 5751002

Юлія:
(Мінако)
+380 93 1512280

Тетяна:
+380 63 2034817
Початок Відповісти Статистика Реєстрація Пошук Опитування   Користувачі
Зараз на сайті:
Гостей - 2; Зареєстрованих - 0

Найбільша кількість відвідувачів: 337
[24 Січ 2013 17:47:50]:Гостей - 337 / Зареєстрованих - 0
Форум olddance.org Балачка

Положение женщины в ХІХ веке

Автор Повідомлення
Linda

Дата 2 Бер 2010 21:40:04

Вопрос о том, было ли положение женщины "зависимым" или "угнетенным", упирается, конечно же в терминологию. Но то, какие термины мы подберем, во многом определяется нашим мировоззрением, а поэтому вряд ли стоит ожидать тут особого согласия во мнениях.

Для меня само понятие "зависимость" слишком показательно - возможно, многим женщинам повезло быть зависимыми от таких мужчин, которые заботились о них и давали возможность вести достойный образ жизни, но... К сожалению, слишком много примеров, когда "зависеть" - означало быть в чьей-то власти, означало не иметь свободы, не иметь выбора, не иметь выхода. Для меня эта такая система описывается в категориях "угнетенности".
Не далее как сегодня прочитала очередной пример в статье от "Интересного Киева".

"У турок в Стамбуле и у арабов в Каире хозяин дома, поссорившись с женой, шел в кафе и трижды прилюдно отрекался от нее. После этого брак считался расторгнутым. Как это ни странно, нечто подобное существовало и на юго-западной окраине Киева. Тамошние жители также считали, что муж может расторгнуть брак самовольно, когда пожелает, без всяких бумажных проволочек. Он сам возбуждал бракоразводный "процесс", сам творил свой домашний суд, сам выносил приговор и сам исполнял решение. Киевский журналист Теофильев видел такой патриархальный развод (вернее, расправу над женщиной) в Лыбедской части Киева. Увиденное произвело на него тяжелое впечатление.

"Летом настоящего года, - пишет он, - мне пришлось быть свидетелем домашнего суда. Его творил человек в поддевке, домовладелец, - творил над 50-летнею старухою, своею женою в присутствии взрослых детей. Рассказывали, что вследствие каких-то неудовольствий хозяин прогнал из дома жену. Немощная старуха после долгих скитаний наконец возвратилась, чтобы взять хоть какое-то платье. Это не понравилось хозяину, он связал ей руки и привязал к саженным дровам, стоявшим на его дворе. От 5 до 11 часов утра несчастная простояла в таком положении с обнаженной грудью и под палящим солнцем; по временам только являлся хозяин и несколькими ударами напоминал о своей власти. Народ сходился, смотрел, но никто не заступился. Наконец сыскалась какая-то сердобольная женщина и привела полицейских, которые отвязали несчастную и забрали с собой, но личность, творившая суд и расправу, осталась неприкосновенною... Отчего никто не заступился за эту женщину? Я обратился с вопросом к стоявшему возле меня горожанину с добрым откровенным лицом.

- Не наше дело, он хозяин и властен в своем доме делать все, что угодно. Значит, такой закон есть и ему надо подчиняться".

вся статья здесь http://interesniy.kiev.ua/old/population/obrazovanie/43400?view=all


Пошли мне боже хорошего танцора! И убери его с глаз моих, как только танец кончится!
(Шекспир "Много шума из ничего")
Harold

Дата 2 Бер 2010 23:23:26

Цей приклад якось однобоко висвітлює положення жінки в ХІХ сторіччі.

Взагалі неможна розглядати положення жінки в тому суспільстві винятково з т.з. (можливого) насилля.
Насамперед, треба розуміти, що люди жили у світі, створеному чоловіками, де стосунки від самого початку будувались з позиції фізичної сили.
Так, справді, у вищому світі положення жінки здебільшого було залежним від чоловіка, який у загальному випадку представляв її інтереси (точніше, інтереси всієї сім'ї) в суспільстві, мав перевагу у вирішенні більшості питаннь, мав більшу особисту свободу. Проте і зворотних прикладів, звісно, немало.

Розглядаючи цю модель суспільства, треба обов'язково розуміти, що саме таке залежне становище жінки (говорю зараз про вищій світ), якій через незручний костюм важко було самій пересуватися і взагалі стояти, ходити, себе обходити; якій було страшно і небезпечно самій з'являтися на вулиці; якій не випадало самій представлятися в чоловічому товаристві і ще багато всякого важко, незручно, і т.д. Так от саме це і урівноважувалось чоловічою відповідальністю за жінку. Чоловік, батько, брат несли обов'язки до своїх дітей і жінок — в утриманні, захисті (фізичному, честі, гідності), супроводженні, підтримці, розважанні etc. Саме наявність жіночої слабкості зумовлювало надбання величезної ваги у європейській культурі — галантності і уваги до жінки. Коли кавалеру на балу було неможна стояти в бальній залі, де не всі дами танцювали, коли він мав піднімати віяла і пальчатки, допомагати одягтися, підніматися і спускатися зі сходів, і ще тисячі важливих дрібниць, які насправді були чоловічими зобов'язаннями перед жіноцтвом, яке через свою слабкість опинялося в залежності.

Поза всяким сумнівом, я зараз говорю про загальний випадок. Звісно, така залежність породжувала багато можливостей для зловживань. Щоправда, зловживань не лише з боку сильної статі.

Протягом усього ХІХ сторіччя права і можливості європейської жінки змінювались, наближаючись до чоловічих, і нарешті юридично чоловіки і жінки були урівняні в правах. Разом з тим, природно, пішов на спад культ жінки у системі чоловічих цінностей. Проголосивши свою незалежність і самодостатність, жіноцтво не могло більше розраховувати на виняткове до себе ставлення. Безперечно, тут не було різких змін. І досі тут і там ми стаємо свідками добре вихованих чоловіків, які продовжують подавати руку, поступатись місцем, підносити сумки, намагатися розважати, які відчувають і несуть відповідальність за сім'ю і т.ін. Проте це уже не обов'язкова умова суспільного договору, це радше приємна риса виховання у сучасному суспільстві. Яка, можливо, деяких феміністок сильно обурює.

Років 10 тому в ігровій спільноті ходила історія про те, як якась дівчина травесті намагалася нав'язати свою присутність на чоловічій нараді в звичайній життєвій ситуації. Її попросили вийти, вона вимагала ставлення до себе як до чоловіка і в результаті по-чоловічому отримала по обличчю. Мені здається, це закономірний наслідок рівності прав і можливостей.

Огидних прикладів насилля і в наш час рівноправ'я можна знайти бізліч. Так само як і прикладів негідної поведінки до чоловіків з боку жіноцтва. Але ж не це ми прагнемо відтворювати на своїх заходах.


.
Linda

Дата 2 Бер 2010 23:50:03 Виправив: Linda

Приведенный мною выше пример - это всего лишь пример, один из многих. Привела я его лишь потому, что сегодня прочитала и он мне запомнился. Естественно, примеров можно много привести самых разнообразных.

В этой ветке я как раз и предлагаю приводить и обсуждать примеры из истории и литературы, иллюстрирующие положение женщины в ХІХ веке, а также выкладывать соответствующие ссылки.

Предлагаю также все-таки не вести здесь разговоры в духе "куда приводит феминизм", не сравнивать "тогда" и "сейчас", ибо для этой темы - это оффтоп, к тому же флеймоопасный. Это же касается и примеров из современности.

Разговоры эти я предлагаю вести:
а) потому что мы уже начали их вести, как только были упомянуты патенты. Значит, тема нам интересна.
б) не для того, чтобы отыгрывать "угнетение женщин" на наших мероприятиях, а для того, чтобы лучше понимать эпоху, с которой работаем.


Пошли мне боже хорошего танцора! И убери его с глаз моих, как только танец кончится!
(Шекспир "Много шума из ничего")
Harold

Дата 2 Бер 2010 23:54:06

Тоді правильніше було б, думаю, обмежитися дворянством.


.
Linda

Дата 2 Бер 2010 23:56:46

Почему?


Пошли мне боже хорошего танцора! И убери его с глаз моих, как только танец кончится!
(Шекспир "Много шума из ничего")
Harold

Дата 2 Бер 2010 23:57:53

Ну або тоді розбивай на окремі теми. Положення жінки в різних соціальних колах різне.


.
Linda

Дата 3 Бер 2010 00:01:17

Может, еще по странам и декадам? И так уже этих веток на форуме, что у столетнего дуба...


Пошли мне боже хорошего танцора! И убери его с глаз моих, как только танец кончится!
(Шекспир "Много шума из ничего")
Люда

Дата 3 Бер 2010 00:14:22 Виправив: Люда

Наверное, просто логичнее: потому, что мы больше времени уделяем все-таки изучению танцев и этикета, чем дойки и силосования.


*
Вячеслав

Дата 3 Бер 2010 09:19:25

Цитата. Harold:
Тоді правильніше було б, думаю, обмежитися дворянством.

А также определиться со страной.
Harold

Дата 10 Бер 2010 10:41:11

Российская Империя, 1870-е.
Л.Н.Толстой, Анна Каренина:

Степан Аркадьич не ошибся, пригласив Песцова. С Песцовым разговор умный не мог умолкнуть ни на минуту. Только что Сергей Иванович заключил разговор своей шуткой, Песков тотчас поднял новый.

- Нельзя согласиться даже с тем, - сказал он, - чтобы правительство имело эту цель. Правительство, очевидно, руководствуется общими соображениями, оставаясь индифферентным к влияниям, которые могут иметь принимаемые меры. Например, вопрос женского образования должен бы был считаться зловредным, но правительство открывает женские курсы и университеты.

И разговор тотчас же перескочил на новую тему женского образования.

Алексей Александрович выразил мысль о том, что образование женщин обыкновенно смешивается с вопросом о свободе женщин и только поэтому может считаться вредным.

- Я, напротив, полагаю, что эти два вопроса неразрывно связаны, - сказал Песцов, - это ложный круг. Женщина лишена прав по недостатку образования, а недостаток образования происходит от отсутствия прав. Надо не забывать того, что порабощение женщин так велико и старо, что мы часто не хотим понимать ту пучину, которая отделяет их от нас, - говорил он.

- Вы сказали - права́, - сказал Сергей Иванович, дождавшись молчания Песцова, - права́ занимания должностей присяжных, гласных, председателей управ, права́ служащего, члена парламента...

- Без сомнения.

- Но если женщины, как редкое исключение, и могут занимать эти места, то, мне кажется, вы неправильно употребили выражение "права'". Вернее бы было сказать: обязанности. Всякий согласится, что, исполняя какую-нибудь должность присяжного, гласного, телеграфного чиновника, мы чувствуем, что исполняем обязанность. И потому вернее выразиться, что женщины ищут обязанностей, и совершенно законно. И можно только сочувствовать этому их желанию помочь общему мужскому труду.

- Совершенно справедливо, - подтвердил Алексей Александрович. - Вопрос, я полагаю, состоит только в том, способны ли они к этим обязанностям.

- Вероятно, будут очень способны, - вставил Степан Аркадьич, - когда образование будет распространено между ними. Мы это видим...

- А пословица? - сказал князь, давно уж прислушиваясь к разговору и блестя своими маленькими насмешливыми глазами, - при дочерях можно: волос долог...

- Точно так же думали о неграх до их освобождения! - сердито сказал Песков.

- Я нахожу только странным, что женщины ищут новых обязанностей, - сказал Сергей Иванович, - тогда как мы, к несчастью, видим, что мужчины обыкновенно избегают их.

- Обязанности сопряжены с правами; власть, деньги, почести: их-то ищут женщины, - сказал Песцов..

- Все равно, что я бы искал права быть кормилицей и обижался бы, что женщинам платят, а мне не хотят, - сказал старый князь.

Туровцын разразился громким смехом, и Сергей Иванович пожалел, что не он сказал это. Даже Алексей Александрович улыбнулся.

- Да, но мужчина не может кормить, - сказал Песцов, - а женщина...

- Нет, англичанин выкормил на корабле своего ребенка, - сказал старый князь, позволяя себе эту вольность разговора при своих дочерях.

- Сколько таких англичан, столько же и женщин будет чиновников, - сказал уже Сергей Иванович.

- Да, но что же делать девушке, у которой нет семьи? - вступился Степан Аркадьич, вспоминая о Чибисовой, которую он все время имел в виду, сочувствуя Песцову и поддерживая его.

- Если хорошенько разобрать историю этой девушки, то вы найдете, что эта девушка бросила семью, или свою, или сестрину, где бы она могла иметь женское дело, - неожиданно вступая в разговор, сказала с раздражительностью Дарья Александровна, вероятно догадываясь, какую девушку имел в виду Степан Аркадьич.

- Но мы стоим за принцип, за идеал! - звучным басом возражал Песцов. - Женщина хочет иметь право быть независимою, образованною. Она стеснена, подавлена сознанием невозможности этого.

- А я стеснен и подавлен тем, что меня не примут в кормилицы в воспитательный дом, - опять сказал старый князь, к великой радости Туровцына, со смеху уронившего спаржу толстым концом в соус.

...........................................

В затеянном разговоре о правах женщин были щекотливые при дамах вопросы о неравенстве прав в браке. Песцов во время обеда несколько раз налетал на эти вопросы, но Сергей Иванович и Степан Аркадьич осторожно отклоняли его.

Когда же встали из-за стола и дамы вышли, Песцов, не следуя за ними, обратился к Алексею Александровичу и принялся высказывать главную причину неравенства. Неравенство супругов, по его мнению, состояло в том, что неверность жены и неверность мужа казнятся неравно и законом и общественным мнением.

Степан Аркадьич поспешно подошел к Алексею Александровичу, предлагая ему курить.

- Нет, я не курю, - спокойно отвечал Алексей Александрович и, как бы умышленно желая показать, что он не боится этого разговора, обратился с холодною улыбкой к Песцову.

- Я полагаю, что основания такого взгляда лежат в самой сущности вещей, - сказал он и хотел пройти в гостиную; но тут вдруг неожиданно заговорил Туровцын, обращаясь к Алексею Александровичу.

- А вы изволили слышать о Прячникове? - сказал Туровцын, оживленный выпитым шампанским и давно ждавший случая прервать тяготившее его молчание. - Вася Прячников, - сказал он с своею доброю улыбкой влажных и румяных губ, обращаясь преимущественно к главному гостю, Алексею Александровичу, - мне нынче рассказывали, он дрался на дуэли в Твери с Квытским и убил его.

Как всегда кажется, что зашибаешь, как нарочно, именно больное место, так и теперь Степан Аркадьич чувствовал, что на беду нынче каждую минуту разговор нападал на больное место Алексея Александровича. Он хотел опять отвести зятя, но сам Алексей Александрович с любопытством спросил:

- За что дрался Прячников?

- За жену. Молодцом поступил! Вызвал и убил!


.

Ваша відповідь

                  Відмінити

Перед відправленням "нелатинського" тексту перевірте кодування броузера!
» Логін » Пароль
 

Нове на сайті
olddance.org
Благодійний вечір вальсів "Київський вальс" в розділі Події
Оновлено: 08.09.2018
Вероника (Рена) в розділі Обличчя Студії
Оновлено: 28.08.2018
Танцювальний пікнік у Феофанії в розділі Події
Оновлено: 24.08.2018
Еллі в розділі Обличчя Студії
Оновлено: 22.08.2018
Іто і Ельвіра в розділі Обличчя Студії
Оновлено: 22.08.2018
Юля (Іскра) в розділі Обличчя Студії
Оновлено: 22.08.2018
Ксюша в розділі Обличчя Студії
Оновлено: 22.08.2018
Легенди Шервуда або Одного разу у Ноттінгемі в розділі Події
Оновлено: 23.06.2018

Час завантаження сторінки (сек.): 0.717


© Olexiy Machekhin